17 июля в России отмечают День авиации Военно-морского флота — профессиональный праздник летчиков и специалистов, которые обеспечивают полеты боевых самолетов на аэродромах ВМФ и авианесущих кораблях. Официально этот праздник был учрежден в 1996 году, но имеет более, чем столетнюю историю. О том, как зарождался этот вид военной авиации и какие задачи способны выполнять российские самолеты сегодня, читайте в нашей статье.
День рождения морской авиации российского ВМФ
Днем рождения российской морской авиации считается 17 июля 1916 года. В тот день четыре гидросамолета поднялись в небо над Балтийским морем и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами, которые угрожали русской военно-морской базе на острове Сааремаа. Два вражеских самолета были сбиты, остальные два обратились в бегство. Этот день и принято считать днем рождения морской авиации российского ВМФ.
История развития российской военно-морской авиации
Школа офицеров морской авиации в Баку, 1917 г.
К началу Первой мировой войны Балтийский и Черноморский флоты уже обзавелись по одному гидроавиационному отряду. Вооружились они передовыми для того времени отечественными летающими лодками М-1 и М-5, созданием которых занимался легендарный русский инженер Дмитрий Григорович.
Одним из самых известных случаев боевого применения летающих лодок Григоровича стала бомбардировка турецкого порта Зонгулдак во время Первой мировой войны. 6 февраля 1916 года 11 русских гидросамолетов потопили в порту сразу несколько немецких сухогрузов, сбросив на них 38 авиабомб. Успешная операция показала, что гидропланы являются грозной военной силой.
Уже к 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала более 250 гидросамолетов.
Корабельные самолеты того времени, конечно, не могли так эффектно взлетать и садиться на палубу, как современные. Первые модели нуждались в подъемном кране – спускались с его помощью на воду для взлета и поднимались на корабль с воды после посадки. Однако именно гидросамолетам обязано само зарождение морской авиации.
Триумфом морских летчиков в Советском Союзе стала операция по спасению челюскинцев в 1934 году. Когда пароход затонул, на льду оказались 104 человека — в том числе женщины и маленькие дети. Советские летчики сняли со льдины всех потерпевших кораблекрушение, в том числе начальника экспедиции, знаменитого географа и исследователя Севера Отто Юльевича Шмидта.
Особенно отличился летчик Анатолий Ляпидевский — в ненастную погоду он совершил 29 поисковых полетов, прежде чем обнаружил лагерь выживших. Позже Ляпидевскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
«Русские летчики положили конец страшной драме, которая моментами, казалось, должна была привести к трагической развязке. Их мужество, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира», — писала тогда французская газета «Тан».
Накануне Великой Отечественной войны морская авиация страны насчитывала около 2,5 тысячи самолетов...
Источник
Свежие комментарии