На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖЕНСКИЙ МИР

16 741 подписчик

Свежие комментарии

  • Лена
    Да... Не было бы счастья, да несчастье помогло!👍👍👍Самокат. Олег Бон...
  • Элеонора Коган
    Так трогательно и душевно!!!Чуть было не случилась страшная трагедия, но Рыжик всё же остался жив и его хозяин тоже п...Самокат. Олег Бон...
  • Лена
    И, главное, все счастливы!!! 😀👍👍👍Самокат. Олег Бон...

Наша Гжель в быту и немного истории. Лазарь Фрейдгейм

Искусствоведы, занимающиеся народными промыслами, могут изучать и ломать копья по поводу изделий Гжели. Быт и практика обычного человека подсказывает эмоциональное восприятие: приятно, нравится, создаёт настроение... Гжель, кажется, нашла своё место в быту. Хочется пожелать получать удовольствие от нравящихся и любимых вещей.


 

Наша Гжель в быту и немного истории. Лазарь Фрейдгейм

 

Лазарь Фрейдгейм

 

Наша Гжель - в быту и немного истории

 

Бело-голубой фарфор Гжели... Украшение жизни или базарная утварь?.. Первородство или заимствование?.. Вглядимся, подержим в руках, пороемся в источниках, побалагурим...

Мои записки - это не аналитический обзор, это не исследование. Это экскурсия по впечатлениям, живущим в моей памяти. Возможно, это очень субъективные заметки. Отчасти это погружение в былое. Мне показалось, что если даже читателя совсем не интересует Гжель, он в этот момент вспомнит о своих эмоциях и впечатлениях по схожим поводам. Например, прикоснется к фигуркам Ленинградского фарфорового завода, севрской тарелке или мейсенской вазе, а может, дымковской свистульке... Прикоснуться к былому (отобрав приятное) - разве не стоит?

Мы идем по интересному для нас городу, пусть Нью-Йорку или Москве, Делфту или Стаффорду. Кого-то интересует многовековая история, кого-то - стиль архитектуры, кого-то технология возведения высотных зданий и гигантских залов. Залы музеев - кому-то нравится Шишкин или Боровицкий, кто-то поражен Пикассо или Шагалом... Для многих людей, знакомящихся с чем-то новым для себя, - на первом месте - впечатление. Этакая субъективная шкала ценностей. Мне представляется, что такой подход наиболее адекватен для не профессионального, дилетантского, отношения к множеству предметов и ситуаций. В поддержку такого подхода я попытался в иллюстрациях современных изделий (Гжель, Делфт) в основном не выходить за пределы собственного дома.

Этот дом был в Москве. Сейчас - в Калифорнии.

Чайный стол в Калифорнии

Уголок кухни

Гжель, возможно, не мировой бренд, но для россиян и выходцев из России это совершенно осязаемый, определённый фактор, в большинстве случаев ассоциирующийся с белым, совсем не тонким, фарфором с сине-голубым рисунком. Этот бело-синий флер Гжели затенил в России множественность других изделий - других веков, других стран. В восприятии Гжели поколением, вышедшим из Советского Союза, есть некоторая специфичность. В середине ХХ века это была страна дефицита, общего, всеобъемлющего. Гжель - тоже дефицит. Радость приобретения - достал! (Возможно, многим нужно было бы разъяснить, что это не достал с верхней полки, а купил по протекции, по блату, переплатил сверх установленной цены или выстоял несколько часов в очереди). Каждая вещь - признак победы, преодоления. А если без подобных трудностей, то признак "высокого" социального положения или наличия блата... К обладанию этими бытовым вещицами многие стали относится как к прикосновению к избранности, как к книжным подписным изданиям на застекленных полках. Найти, достать, купить - победно принести домой: это в доме должно быть, а потом можно не прикасаться годами...

"Гжельский куст" - ничем не примечательное Подмосковье

Географически Гжель это недалекое Подмосковье. Она расположена приблизительно в 60 километрах от Москвы. В нынешнее понятие народного промысла Гжель включаются 27 деревень и сел, так называемый "Гжельский куст". Эти поселения под маркой необычно звучащей Гжели откликаются естественно звучащими названиями, как вся Россия: Трошкóво, Глебово и Фенино; Речúцы, Ново-Харитоново и Турыгино, Бахтеево и Меткомелино; Володино и Жирово, Игнатьево и Карпово, Кузяево и Коломино... Все эти поселения как бы переходят одно в другое. В каждом из них издавна промышляли и промышляют изготовлением гончарных изделий.

Типичная картина этих мест народного промысла – небольшое поселение, село, почти все дома которого расположены вдоль одной (порой и единственной) улицы. Стучись в любой дом… В каждом доме живут люди, причастные к народному искусству, которое развивается здесь уже веками. Обычно – и на производстве, и дома. Из поколения в поколение с малых лет дети подключались к работе взрослых и осваивали ремесло (и мастерство). В каждом доме – "домовый музей", в каждом - товар на продажу. Подобная ситуация прорисовывалась некогда в центре любого народного промысла: в Жостово или Федоскино, в Мстере или в Холуе, Палехе или Хохломе… Именно такой образ имеют деревни и села "Гжельского куста".

Дом в Гжели

Мне довелось бродить там в позднее советское время. Оставляю свои Жигули у въезда в деревню. Иду по улице Гжели, приветливо раскланиваясь с каждым встречным. Никакого отчуждения - ты свой. Для лучшего представления о масштабе поселения одна цифра: население Гжели составляло 964 человека. Несколько лет тому назад оно перевалило за тысячу. Не густо и сегодня...

Невдалеке от Гжели привлекает внимание часовня Иконы Божией Матери "Воспитание", построенная в 2003 г. Она настраивает на "гжельский" лад. Фасады часовни со всех сторон украшены гжельской майоликой.

Часовня с гжельской майоликой

Знамение Гжели

Гжельское гончарное производство уходит корнями в XVIII век, когда здесь обнаружились и стали использоваться для изготовления керамики особые местные глины.

Сегодня, когда мы слышим "Гжель", - мы видим перед собой белый фарфор с синим рисунком. Такое восприятие возникло примерно пол века тому назад. Именно посуда с синей росписью принесла известность Гжели в наше время. С виду - кустарное, народное ремесло, реализуемое в традициях народного промысла. Но все это создано и внедрено профессиональными художниками с академическим образованием. Это тот случай, когда изделия стали "народными", будучи запущенными этакими "народниками", специалистами-создателями стиля. В условиях послевоенного упадка и запустения гончарных производств в районе Гжели появился энтузиаст и большой специалист по керамике А.Б. Салтыков. Ему при поддержке Н.И. Бессарабовой, издавна работавшей в Гжели, удалось предложить новый подход к производству изделий с ручной росписью. На смену примитивным изделиям, расписанным масляными или акварельными красками, пришла технология подглазурной росписи кобальтом. Это было начало 1950-х годов. Потребовалось еще 15-20 лет, чтобы такие изделия приобрели популярность.

Синий фарфор, кобальтовый фаянс, бело-голубая керамика, - как ни называй, у любого жителя России (СССР) возникает однозначная ассоциация - Гжель. Самовары, сахарницы, чашки... Манящая свежесть цвета, модность, дефицитность, наконец. Гжель была новостью. В послевоенном Советском Союзе не было ничего подобного, а что было за границей страны - почти ничего не было известно.

Провоцирующим моментом привлечения внимания явилась многолетняя реклама Гжели как фарфора с оригинальной синей росписью. А как еще можно воспринять, например, такой пассаж: "Главной особенностью изделий Гжели является роспись на фарфоре с подглазурной кобальтовой краской." При этом как-то забывалось, что это как раз не оригинально, а полностью использует опыт предшественников. На фоне массовых аляповатых изделий Гжель казалась стильной, элегантной, имеющей свое лицо (и цвет!).

Очень лирично смотрятся гжельские изделия на домашнем столе (натюрморт "Гжель" Ольги Добровой).

Ольга Доброва Натюрморт "Гжель"

Из тьмы веков - в наше время. Истоки голубого фарфора

История голубого фарфора уходит в эпоху китайской династии Мин (1368-1644 гг.). Именно в период династии Мин были освоены сложности обжига изделий с росписями кобальтовыми красками. Краска для росписи, дающая после обжига синий цвет, используемая повсеместно и во все времена — окись кобальта, - требует поддержания температуры подглазурного обжига около 1350 оC. Не совсем ясно, как в те времена такое неукоснительное требование технологии выдерживалось.

Китайская ваза (династия Мин).

При династии Цин (1644-1911 гг.) продолжился расцвет производства китайского фарфора. Изделия из синего фарфора широко покупались в странах Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, сегодня в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из синего старинного китайского фарфора.

Не обошла стороной бело-голубая гамма гончарные изделия Франции, Англии, начиная с 17-18 веков, американские производства 19-го века. Повсеместно распространилось изготовление относительно недорогой посуды для массового потребителя. Эта традиция сохраняется до наших дней. При этом, как правило, вместо ручной росписи применяются различные варианты печатного рисунка деколь. На следующей иллюстрации показано клеймо на современном сервизе, используемом у меня в доме. ("Dishwasher safe" - уж точно не винтаж! - посудомоечных машин в давние времена не было.)

Клеймо стаффордширской фабрики

Особое развитие получил синий фарфор в голландском городе Делфт. Изделия мастеров Делфта хорошо вписываются даже в парадный дворцовый интерьер. Таким примером может служить интерьер дворца Хэмптон-Корфа в Делфте с каминной цветочной вазой, многоярусными вазами-пирамидами для тюльпанов и фарфоровыми предметами на столике.

Дворец Хэмптон-Корф

Весь мир живет в довольно тесной взаимосвязи. Достижения науки, техники, быта мигрируют. Можно посмотреть какой-либо архитектурный европейский трактат и сравнить его с российским. Мотивы различных стилей перекликаются со сдвигом в 20-30 лет. Парадные здания обкомов КПСС 60-70-х годов перекликаются с постройками в Америке конца 30-х годов. Иногда параллели принимают характер не сдвига во времени, а являются отражением некоторого спирального развития, когда сходные мотивы искусства проявляются эхом вековой или многовековой давности. Вероятно, к такого вида связи относится появление голубой кобальтовой гжели не без заимствования и параллелей.. Естественно, холст и масляные краски - не основание для установления взаимосвязи Рубенса и Врубеля. Гжельские изделия - особая страница.

Глаза страшатся, а руки делают

Вспомнились две старые русские поговорки: "Не боги горшки обжигают" и "Не лаптем щи хлебают". Производство гжели где-то в этой развилке.

В изготовление каждого изделия вложен труд и мастерство специалистов. Мы мысленно идем по участкам производства гжели на заводе или крутимся между верстаками небольшого сарая-мастерской при доме. На производстве - работа специалистов, "набивших руку" на определенных операциях, дома - умелец, мастер на все руки, универсал: "и швец, и жнец, и на дуде игрец"...

Технологическая схема включает в себя формовку, первичный обжиг, роспись и подглазурный обжиг. Предварительно по рисунку художника для нового изделия делается пластилиновая модель, по которой отливают гипсовую форму. Литейщик заливает в неё жидкую фарфоровую массу - шликер. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Сложные изделия формируется из заготовок, каждая из которых отливается отдельно. Части изделия склеиваются жидким фарфором. После сушки оправщицы зачищают все швы. После этого изделия проходят первичный обжиг при температуре 900 оС.

Белые обожженные изделия, так называемые на профессиональном жаргоне "бельё" (от цвета, а не от одежды), живописцы вручную расписывают окисью кобальта на крутящейся турнетке и точными движениями рождают узор. На том же производственном языке это называется «крытьё» - т.е. сама роспись по белому фону. Исправить ошибку нельзя, ее нельзя допустить – пористый материал сразу впитывает краску.

После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь - жидким фарфор. Самой ответственной операцией, определяющей сохранность росписи и целостность изделия, является подглазурный обжиг в строго заданном режиме при температуре 1350˚. При этом глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальтовая краска меняет цвет.

Зрительно особенности голубой гжели оставили в восприятии четкий след: широкий цветочный рисунок, свободный мазок, приятные переходы от густого синего до нежно-голубого цвета, через который как бы просвечивает белый фон материала. Гжельские мастера создают свыше 20 оттенков синего цвета. Остается таинством исполнение такого богатства тонов и полутонов кобальтовой краской, которая до высокотемпературного обжига имеет скучноватый серо-черный цвет.

Роспись кобальтовой краской

Старые фабричные изделия маркировались треугольным клеймом с надписью "Гжель" и уточкой у вершины. Сейчас основное клеймо включает в себя величественного двуглавого орла.

 

Фабричные клейма гжельских изделий

 

Многообразие изделий

В небольшом музее Гжели можно увидеть изделия многовековой истории гончарного производства в этом районе. Это керамические многоцветные кумганы, массовые изделия ряда фарфоровых мануфактур 19-го века. Завод Кузнецовых особо привлекает внимание. Но это была не часть поставщика Двора Его Императорского Величества, а производителя массового недорогого фаянса и фарфора. Обратим внимание, что это музей гжельского производства, а не музей фарфора, в котором бы Гжель вряд ли могла претендовать на ведущее место.

Там же можно увидеть маловыразительные настольные бюсты руководителей государства 1930 -40-х годов и особо запомнившуюся продукцию военных лет - чернильницы "непроливайки". Вероятно, мой эмоциональный всплеск может вызвать удивление у значительно более молодых людей, у которых нет даже предположения по поводу сути такого изделия. Но в годы войны и в послевоенные годы это была ценность. Не появились еще в школе авторучки, на школьных партах были только отверстия для чернильниц. Чернила же каждый ученик приносил с собой, также как личные тетради. Упомянутые "непроливайки" и были теми чернильницами, при наклоне которых чернила не выливались наружу. Завод делал их миллионами - для всей страны. Обычно они были серыми или белыми без всяких украшений. На иллюстрации показан редкий вариант с ягодками да еще в интересующем нас синем цвете.

Чернильницы "непроливайки"

Но особое впечатление осталось ещё от посещения склада готовой продукции. В тот век тотального дефицита оказаться на таком складе с возможностью выбора изделий было фантастично. Это можно сравнить, вероятно, с шоком первого попадания советского человека в былые годы в западный супермаркет. У нас было письмо из научно-исследовательского института с просьбой дать возможность приобрести изделия фабрики для подарков по случаю какого-то события-праздника. Дирекция завода (без всякой меркантильной выгоды для себя) почему-то с вниманием отнеслась к такой просьбе.

Материализованной памятью об этом посещении остался набор "Ежевика", новинка того момента. Набор включает вазу для варенья и розетки. Радостное восприятие этого набора осталось на многие годы.

Набор для варенья "Ежевика"

Заводы гжельского объединения выпускают в основном объёмные изделия. Среди продукции мало тарелок и даже маленьких розеток. Сложность технологии обжига не позволяют при их уровне технологии получить высокий процент изделий требуемого качества. В процессе двух обжигов, необходимых при производстве, изделия дают неравномерную усадку до 15%, что создает особые трудности при формовании и росписи, например, портретных изделий.

Для большинства массовых изделий Гжели характерен цветочный рисунок. Наиболее широко распространенна гжельская роза, введенная в типовую роспись еще Н. Бессарабовой. Эта традиция отсылает нас к манере росписи подносов, используемой, в частности, жостовскими мастерами. Близость приемов подчеркивается также наличием среди жостовских изделий подносов, расписанных "под Гжель".

Поднос "Гжель" (Жостово)

Особое очарование есть в простоватых фигурках людей, занятых непритязательными домашними делами. Однажды придя в Гжель, они завоевали симпатии любителей не в меньшей степени, чем когда-то гжельские сувенирные самовары сине-белые и многоцветные с золотом.

Малая пластика

Простота и привлекательность

В изделиях Гжели привлекает некоторая нарочитая простота, "угловатость", броский стилизованный рисунок, зачастую ассоциирующийся с монохромным вариантом жостовских росписей. Оказываясь в среде гжельской голубизны, появляется ощущение пространства, праздничности. Глаз отдыхает. Для меня эти изделия, по-преимуществу, принадлежность обыденного семейного застолья.

Манера росписи изделий в Гжели оригинальна и легко отличима от других центров изготовления изделий с синей росписью. Но сближения порой удивляют. Проявляется это особенно в некоторых сувенирных изделиях. Приведу несколько сопоставлений современных изделий мастеров в Делфте и в Гжели. Сходство пластических решений не требует даже подробных пояснений.

Девушка с коромыслом

Крестьянка с коромыслом, Гжель

Крестьянка с коромыслом, Делфт

Парочки

[

Парочка, Делфт                                 Парочка, Гжель

Вот еще один сувенир, который - может, в несколько иной гамме - мог бы иметь гжельское клеймо.

Чайничек, Делфт

Попробуйте догадаться, где сделаны эти разнообразные кошечки. Я уверен, что они в равной степени могли быть произведены и в Голландии, и в России. Эти сувенирные магнитики для холодильника сделаны в Делфте.

Кошки, Делфт

Чтоб развеять последние сомнения в сходстве, взгляните на фигурки животных, изготовленные в Гжели.

Фигурки животных, Гжель

Искусствоведы, занимающиеся народными промыслами, могут изучать и ломать копья по поводу корней изделий Гжели, нюансов технологии их изготовления. Быт и практика обычного потребителя подсказывает более лёгкое восприятие. Приятно, нравится, создаёт настроение... Гжель, кажется, нашла своё место в быту. Хочется пожелать получать удовольствие от нравящихся и любимых вещей вне зависимости от места их производства, уникальности и цвета. Из Севра или Мейсена, Стаффорда или Цинциннати, Делфта или Гжели...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх