На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖЕНСКИЙ МИР

16 738 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лена
    Это точно....😍😍😍Ловелас Бомка. Ол...
  • Лена
    Да...Очень трагическая судьба... А как пела?!!! 😍😍😍Майя Кристалинска...
  • Alla
    Да, к сожалению, всех не спасёшь... А душа болит...Ловелас Бомка. Ол...

Печальная судьба весёлых героев "Республики Шкид"

 

 

Благодаря знаменитой книге и фильму Республика ШКИД в 60‑е годы прошлого века была так же популярна, как сегодня — английский «Хогвартс» — место учебы Гарри Поттера. Но «Хогвартс» — плод воображения Джоан Роулинг, а Школа имени Достоевского реально существовала в Ленинграде. Причем любимцы советских зрителей: Цыган, Японец, Викниксор — настоящие люди с трагичной судьбой.

Дети, изувеченные переживаниями

Республикой ШКИД это учебное заведение прозвали сами ученики, официальное же ее наименование было менее лаконично: Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых.

Открыли ее в сентябре 1920 года на Старо-Петергофском проспекте, в доме 19, где прежде располагалось коммерческое училище. Первыми воспитанниками стали беспризорники. Революция и Гражданская война выкинули на улицы Петрограда тысячи детей и подростков, которые выживали, побираясь, воруя, участвуя в налетах. Чиновники называли таких детей «морально-дефективными».

Директор открывшейся школы — Виктор Николаевич Сорока-Росинский (тот самый Викниксор, которого в фильме сыграл Сергей Юрский) — лично ходил по спецраспределителям и отбирал к себе в школу самых отпетых подростков, которым прямая дорога была в тюрьму. При этом многие из его будущих учеников были не лишены способностей, а некоторые — и талантов. Сорока-Росинский имел богатый дореволюционный педагогический опыт, увлекался новыми идеями в педагогике.

 
«Те ребята, которых направляли в школу имени Достоевского, были прошедшими сквозь огонь и воду, закаленными телом и духом людьми, — писал педагог спустя 40 лет в своих воспоминаниях. — Но они были в то же время и детьми, глубоко изувеченными непосильными для их возраста переживаниями. Травмирована была у них и нервная система. Все в них — и психика, и нервы, и вся жизненная установка — требовало даже не ремонта, а полной перестройки. А для этого одинаково не годились ни филантропия сиротских приютов, ни решетки колоний для малолетних преступников. Нельзя было искать помощи и у педагогики Запада: там не было ни Октября, ни беспризорщины. Оставалось одно: самим найти надлежащие пути».

Условия жизни воспитанников, да и педагогического состава, были весьма неприглядные: всюду в школе царили нищета и убогость. От прежних владельцев ШКИД достались лепнина на потолках и старинная библиотека, но в то же время не было белья, одежды, продуктов. Директору приходилось обивать пороги инстанций, доставая самое необходимое для своих полуголодных птенцов. Кроме того, школа «закрытого типа» по сути была наполовину тюрьмой, провинившихся учеников отправляли в карцер.


Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского размещалась в доме 19 на Старо-Петергофском проспекте

Система Сорока-Росинского

Виктор Сорока-Росинский был выдающимся педагогом. Он теоретически обосновал и апробировал на практике оригинальную систему воспитания трудных подростков‑сирот на основе развития их творческих способностей. Своих подопечных Сорока-Росинский относил к одаренным натурам, но с отклонениями от нормы в результате особого душевного и физического склада и специфичного развития.

Главным для них он считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную, творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Широко использовал метод длительных игр — инсценировки и постановки, журналистское творчество, соревнования.

Не всех учеников подобрали с улицы и из распределителей — кого-то из «дефективных» сдали в ШКИД отчаявшиеся родители, не способные справиться со своими буйными детьми. Таким был и Григорий Белых, выведенный в книге как Гришка Черных по прозвищу Янкель. Отец его был рабочим Путиловского завода и рано умер, мать не знала, как в одиночку воспитывать отбившегося от рук сына.

Вот что о своем ученике написал спустя 40 лет Сорока-Росинский: «Белых еще в бытность свою в школе обладал столь редким среди наших современных писателей чувством юмора. Его юмористические статейки, появлявшиеся во многочисленных рукописных журналах школы, заставляли от души смеяться даже тех, кто сам бывал их жертвой, даже педагогов».

Спустя год в школу имени Достоевского пришел Алексей Еремеев по кличке Ленька Пантелеев. Прозвищем своим он обязан известному в те годы в Петрограде налетчику. В ШКИД его привели те же воровство и мошенничество, что и других. Еремееву в конце своей жизни Сорока-Росинский дал такую характеристику: «Отсутствие чувства юмора и чувства меры».

Ленька Пантелеев и Янкель стали «сламщиками», то есть друзьями. После окончания школы Белых и Пантелеев пробовали себя в роли актеров, но из этого ничего не вышло. Перебиваясь случайными заработками, молодые люди почти голодали. От безысходности друзья решили попытать счастья на литературном поприще. О чем писать, как не о себе? Так родилась идея «Республики ШКИД».

 

 

Далее читайте в Источнике...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх