На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖЕНСКИЙ МИР

16 737 подписчиков

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Чудесный рассказ!!!И котик Холмс и хомячки и сама Кира счастливы все вместе!!!!Холмс. Людмила Ла...
  • Alla
    Спасибо, замечательный рассказ!Холмс. Людмила Ла...
  • Геннадий Свешников
    Общественные работы на колхозных полях,сделали из нас олигархами!Как улучшить памя...

Рождественский сочельник - народные обычаи, обряды, традиции

 

Святки на Руси продолжались две недели - с 7 по 19 января (с 7 по 14 января - "святые" вечера, с 14-го по 19-ое - "страшные" вечера) и начинались Рождественским сочельником - это вечер и ночь накануне Рождества... 

 

В старину сочельник был наиболее чтимым семейным праздником. В этот день обязательно старались совершать добрые дела: помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню, посылать подарки в богадельни и приношения в тюрьмы.   

 

 

Каждый день святок на Руси был ознаменован особыми обычаями, обрядами и традициями.  

 

6 января обязательно постились, т.е. сочельничали до позднего вечера - до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. Когда на небе загоралась вечерняя заря, семья обычно собиралась в родительском доме.

 

Перед тем как сесть за стол, селяне (в городе этот обряд проводили реже) выходили на двор - "глядеть звезды". Высматривали "путеводную", примечали-запоминали погоду рождественской ночи, а уже за ужином в благоговейном спокойствии тихо обсуждали - "определяли" по старинным народным приметам будущий урожай - от этого зависело благополучие в семье и хозяйстве.

Если звездная ночь - будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод. Метель на Рождество - пчелы будут хорошо роиться. Погода ясная и небо звездное - к урожаю гороха. Иней на деревьях - к хорошему урожаю хлебов. Если на Рождество капель - не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет. Снежная погода - добрые хлеба.

 

Начинался ужин, или "вечеря", с молитвы. В деревнях и селах "вечеря" сопровождалась особенными символическими обрядами.   Так, помолившись перед "вечеря", хозяин семейства зажигал восковую свечу и прикреплял ее к испеченному накануне хлебу. Далее он шел на подворье и приносил вязанку соломы или охапку сена, которыми застилали пол в избе, лавки (солома и сено напоминали о том, куда, родившись, был положен Христос).                                           

Стол покрывали чистым полотенцем. Перед иконами ставили необмолоченный сноп ржи, как символ будущего урожая и кутью (кутья - каша с изюмом из рисовых или других целых зерен, подливкой к которой была сыта - мед, растертый с намоченным маком и разведенный водой).

 

Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты. Затем выбрасывал несколько ложек кутьи за дверь на улицу, угощая духов. При этом, широко открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его не нападать весной "на жито, пшеницу и всякую пашицу", т. е. не губить посевы.        

               

После этого семья снова молилась и только потом уже начиналась трапеза, которая совершалась в спокойной тишине. На столе всегда присутствовало несколько блюд. А вот из напитков предпочтение отдавали взвару, или узвару - это густой напиток, сваренный из сушеных слив, груш, вишни, яблок и других плодов по особому рецепту.

    

 

Ещё одна традиция: кутью, что селяне или горожане, что бедные или богатые ели из одной общей чашки. В недоеденной кутье обязательно оставляли ложки. Сложившаяся традиция символически означала, чтобы бедные и нищие люди, странствующие по Руси, находили в своих скитаниях кров и пищу. Кроме того, по окончании ужина некоторую часть кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать "богатую" кутью.                          

 

 

Во время "деревенской" трапезы, кроме разговоров о будущем лете и урожае, принято было выдергивать из снопа соломинки и периодически заставлять детишек лазить под стол, чтобы "цыкать" там цыпленком: авось куры будут нестись хорошо, а потом и цыплят будут высиживать.  

 

После "вечери" начинались "колядки", так называемый "обряд хожденья по домам". Ряженые подростки и взрослые ходили по домам, славили хозяев, желая им благополучия и изобилия, но при этом требовали за свои песнопения вознаграждений. 

         

 

Коляда, коляда, 
Ты подай пирога, 
Или хлеба ломтину, 
Или денег полтину, 
Или курочку с хохлом, 
Петушка с гребешком! 
Отворяйте, хозяева, сундучки, 
Вынимайте пятачки!
По копеечке Колядовщикам!!!

 

                           

Коляда, мол яда,
Уродилась коляда! 
Кто подаст пирога – 
Тому двор живота, 
Еще мелкой скотинки – 
Числа бы вам не знать! 
А кто не даст ни копейки – 
Завалим лазейки, 
Кто не даст лепешки – 
Завалим окошки, 
Кто не даст пирога – 
Сведем корову за рога, 
Кто не даст хлеба – 
Уведем деда, 
Кто не даст ветчинs, тем расколем чугуны.

 

 

Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог 
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!

     

 

Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.

     

              

Сохранить

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх